Правила депутатской этики
УТВЕРЖДЕНЫ
решением Городской Думы
муниципального образования
город Новый Уренгой
от 25.10.2012 № 229
ПРАВИЛА ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ
Депутатская этика – это совокупность основных моральных и нравственных норм поведения депутатов при осуществлении ими депутатских полномочий.
Правила депутатской этики в Городской Думе муниципального образования город Новый Уренгой (далее – Правила) определяют моральные принципы и правила поведения, обязательные для депутата Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой (далее – депутат Городской Думы) при исполнении им своих депутатских полномочий, а также порядок рассмотрения вопросов, связанных с депутатской этикой.
Статья 1. Общие положения
1.1. При осуществлении своих полномочий депутат Городской Думы руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа, Уставом муниципального образования город Новый Уренгой, Регламентом Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой (далее – Регламент Городской Думы), настоящими Правилами и общепризнанными нормами нравственности.
1.2. Депутат Городской Думы в своей деятельности должен соблюдать этические нормы поведения, уважать честь и достоинство граждан, депутатов Городской Думы, должностных лиц, а также воздерживаться от действий, заявлений и поступков, наносящих ущерб их чести, достоинству и деловой репутации.
1.3. В основе деятельности депутата Городской Думы лежит соблюдение следующих принципов:
- выражение интересов избирателей;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- открытость и гласность депутатской деятельности;
- соблюдение действующего законодательства;
- следование нормам морали и нравственности, отражающим идеалы добра, справедливости, гуманизма, милосердия, честности и порядочности.
Статья 2. Правила депутатской этики, относящиеся к деятельности депутата
Городской Думы в Городской Думе муниципального образования город
Новый Уренгой, комиссиях и депутатских группах
2.1. Взаимоотношения между депутатами Городской Думы строятся на основе равноправия.
Депутаты Городской Думы должны строить свою работу на принципах свободного коллективного обсуждения и решения вопросов, уважения к многообразию мнений, не допускать конфликтов, совместно искать пути преодоления разногласий среди депутатов Городской Думы.
2.2. Участвуя в заседаниях Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой (далее – Городская Дума), работе комиссий и депутатских групп депутат Городской Думы не должен:
– употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству, деловой репутации депутатов Городской Думы и других лиц, а также прерывать выступающих;
– допускать необоснованного обвинения в чей-либо адрес;
– использовать заведомо ложную и недостоверную информацию;
– призывать к незаконным действиям.
2.3. На заседаниях Городской Думы, комиссий, рабочих групп депутаты Городской Думы должны обращаться к лицам, участвующим в заседании, другим депутатам Городской Думы и приглашенным официально, используя форму обращения «Уважаемый» с добавлением наименования занимаемой должности, либо имени и отчества.
2.4. В случае если депутат Городской Думы имеет финансовую, либо иную личную заинтересованность в каком-либо вопросе, который обсуждается в Городской Думе в его присутствии, он должен незамедлительно сообщить об этом и воздержаться от участия в голосовании по данному вопросу.
2.5. В случае совершения депутатом Городской Думы действий, нарушающих Правила депутатской этики, председательствующий на заседании Городской Думы, председательствующий профильной комиссии:
– предупреждает о недопустимости таких нарушений;
– вправе требовать оценки таких действий комиссией Городской Думы по Регламенту и депутатской этике (далее – комиссия по Регламенту и депутатской этике).
Статья 3. Правила депутатской этики, относящиеся
к взаимоотношениям депутата Городской Думы с населением
3.1. Поведение депутата Городской Думы во взаимоотношениях с населением должно соответствовать высоким моральным требованиям.
3.2. Взаимоотношения депутата Городской Думы с населением должны строиться на основе вежливости, взаимного уважения и ответственности.
3.3. Депутат Городской Думы обязан своевременно отвечать на обращения граждан, внимательно изучать поступившие от них предложения, заявления и жалобы.
3.4. Депутат Городской Думы не может давать публичные обещания, которые заведомо не могут быть выполнены.
3.5. При проведении личного приема, встреч с населением депутату Городской Думы необходимо учитывать, чтобы дата, время и место встреч для общения были удобны для населения.
3.6. Депутат Городской Думы должен представлять населению полную, объективную и достоверную информацию о своей деятельности, отчитываться перед населением не реже одного раза в год, периодически информируя его о своей работе через доступные для населения средства массовой информации.
3.7. Депутат Городской Думы, представляя интересы населения, проявляет уважение и терпимость к его убеждениям, традициям, культурным особенностям этнических и социальных групп, религиозных конфессий, способствует межнациональному и межконфессиональному миру и согласию.
3.8. Депутат Городской Думы проявляет выдержку и корректность, особенно в тех ситуациях, когда собственная позиция депутата Городской Думы расходится с мнением населения.
Статья 4. Неразглашение сведений, полученных депутатом Городской Думы
в связи с осуществлением депутатских полномочий
4.1 Депутат Городской Думы не может разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением депутатских полномочий, если эти сведения:
– касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях;
– составляют тайну личной жизни гражданина и доверены депутату Городской Думы при условии их неразглашения.
4.2. Депутат Городской Думы не вправе использовать предоставляемую ему государственными органами, органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности, должностными лицами официальную служебную информацию для извлечения личной выгоды.
4.3. Депутат Городской Думы обязан использовать информацию, составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну, ставшую известной ему в связи с исполнением депутатских обязанностей, только в служебных целях в соответствии с действующим законодательством.
Статья 5. Этика публичных выступлений депутата Городской Думы
5.1. Депутат Городской Думы, выступая в средствах массовой информации, на собраниях и митингах с различного рода публичными заявлениями, комментируя деятельность государственных, муниципальных и общественных органов, организаций, должностных лиц, обязан использовать только достоверную информацию.
Выступления должны быть корректными, не задевающими честь и достоинство граждан, должностных лиц, деловую репутацию юридических лиц.
5.2. В случае использования в публичных выступлениях и заявлениях недостоверных фактов, а также унижения чести и достоинства граждан, должностных лиц, деловой репутации юридических лиц депутат Городской Думы обязан публично признать некорректность своих высказываний, принести извинения органам и лицам, чьи честь и достоинство были затронуты или юридическому лицу, деловая репутация которого была нарушена.
5.3. Депутат Городской Думы может выступать от имени Городской Думы лишь в случаях, если он официально уполномочен выражать мнение коллегиального органа.
Статья 6. Правила депутатской этики, относящиеся к использованию
депутатского статуса
6.1. Депутат Городской Думы не вправе использовать свой статус в личных целях, а также для деятельности, не связанной с исполнением депутатских полномочий.
6.2. Депутаты Городской Думы при осуществлении депутатской деятельности не должны совершать действий, связанных с влиянием каких-либо частных имущественных и финансовых интересов.
6.3. Депутат Городской Думы не вправе получать от государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех организационно-правовых форм, физических лиц материальное вознаграждение за содействие принятию положительного решения по вопросам их интересов в Городской Думе.
6.4. Депутат Городской Думы не вправе использовать свое положение для рекламы деятельности каких-либо организаций, а также выпускаемой ими продукции.
Статья 7. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с нарушением
настоящих Правил
7.1. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением настоящих Правил, осуществляется комиссией по Регламенту и депутатской этике.
7.2. Комиссия по Регламенту и депутатской этике рассматривает случаи нарушения настоящих Правил:
– по поручению Городской Думы;
– по письменному заявлению (обращению), направленному в Городскую Думу Главой Администрации города, депутатом Городской Думы (группой депутатов Городской Думы), должностными лицами органов государственной власти, местного самоуправления, руководителями организаций, учреждений, общественных объединений, гражданами.
Письменные заявления (обращения) рассматриваются комиссией по Регламенту и депутатской этике при условии, что они содержат фамилию, имя, отчество обратившегося, его подпись, данные о его месте жительства, работы или учебы, контактный телефон, если такой имеется, а также сведения о конкретных действиях депутата Городской Думы, которые являются основанием для подачи соответствующего заявления (обращения).
Рассмотрение вопроса осуществляется не позднее 30 дней со дня получения соответствующего заявления (обращения).
7.3. В случае подачи необоснованного заявления (обращения), затрагивающего честь, достоинство, деловую репутацию депутата Городской Думы, он вправе защищать свои права в соответствии с действующим законодательством.
7.4. Депутат Городской Думы, являющийся членом комиссии по Регламенту и депутатской этике, не участвует в голосовании на заседании комиссии по вопросу о нарушении им настоящих Правил.
7.5. На заседание комиссии по Регламенту и депутатской этике, на котором будет рассмотрено заявление (обращение), поручение Городской Думы приглашаются депутат Городской Думы, действия которого являются предметом рассмотрения, заявители и другие лица, информация которых может помочь выяснить все необходимые обстоятельства и принять объективное решение. Отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания комиссии по Регламенту и депутатской этике, не препятствует рассмотрению заявления (обращения), поручения Городской Думы.
7.6. На заседании комиссия по Регламенту и депутатской этике:
– заслушивает заявителя или оглашает его письменное обращение;
– заслушивает депутата Городской Думы, допустившего нарушение настоящих Правил.
Члены комиссии по Регламенту и депутатской этике имеют право знакомиться с документами, справками и другой необходимой официальной информацией.
7.7. По итогам рассмотрения заявления (обращения), поручения Городской Думы комиссия по Регламенту и депутатской этике принимает одно из следующих решений:
– о наличии в действиях депутата Городской Думы нарушения настоящих Правил, включая оценку действий депутата Городской Думы и меры воздействия по отношению к депутату Городской Думы или рекомендаций по применению к депутату Городской Думы конкретных мер воздействия, если решение вопроса передается комиссией по Регламенту и депутатской этике в Городскую Думу;
– об отсутствии в действиях депутата Городской Думы нарушения настоящих Правил.
7.8. В случае установления факта нарушения депутатом Городской Думы настоящих Правил, комиссия по Регламенту и депутатской этике принимает по отношению к депутату Городской Думы одну из следующих мер воздействия:
– предложить депутату Городской Думы принести публичные извинения, в том числе через средства массовой информации в случае, если такое нарушение было допущено через средства массовой информации;
– огласить на заседании Городской Думы факты, связанные с нарушением настоящих Правил;
– указать депутату Городской Думы на недопустимость нарушения настоящих Правил.
7.9. Решение комиссии по Регламенту и депутатской этике принимается большинством голосов от установленного числа членов комиссии.
О принятом решении комиссия по Регламенту и депутатской этике сообщает лицу, подавшему заявление (обращение), депутату Городской Думы, действия которого рассматривались, Городской Думе.
7.10. Депутат Городской Думы обязан выполнить решение, принятое комиссией по Регламенту и депутатской этике, в срок не позднее тридцати дней со дня его принятия.
7.11. Депутат Городской Думы, являющийся инициатором рассмотрения вопроса в комиссии по Регламенту и депутатской этике, или в отношении которого рассматривался вопрос о нарушении настоящих Правил, вправе обжаловать решение комиссии в Городскую Думу. Городская Дума вправе отменить решение комиссии по Регламенту и депутатской этике и в пределах своей компетенции принять новое решение по существу.
7.12. В случае нарушения настоящих Правил, допущенного в ходе заседания Городской Думы, Городская Дума может:
– рассмотреть соответствующий вопрос самостоятельно;
– поручить рассмотрение вопроса комиссии по Регламенту и депутатской этике.
7.13. Депутат Городской Думы обязан выполнить решение, принятое Городской Думой, в срок не позднее тридцати дней со дня его принятия.
7.14. Заявление (обращение) может быть отозвано его инициатором до принятия решения комиссией по Регламенту и депутатской этике. Отозванные заявления (обращения) комиссией по Регламенту и депутатской этике не рассматриваются.
7.15. Депутат Городской Думы может быть освобожден от применения мер воздействия, если он своевременно принес публичные извинения.